Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость!

Мой сайт
Главная » 2009 » Декабрь » 2 » Советы молодому завучу по организации и проведению ВШК
03:35
Советы молодому завучу по организации и проведению ВШК
Делегировать контролирующие функции другим субъектам образовательного пространства.Советы молодому завучу по организациии проведению внутришкольного контроля.

 Внутришкольный контроль (ВШК) является одной из важнейших управленческих функций. С этим трудно не согласиться опытному руководителю школы, а уж начинающему тем более. Что же необходимо знать и уметь, чтобы внутришкольный контроль стал помощью и эффективным способом работы с учителями по повышению их педагогического мастерства? По моему твёрдому убеждению, залогом успешности планирования и выполнения ВШК является: активность и ответственность каждого члена педагогического коллектива за результат своего труда. А это неизбежно должно привести к повышению качества учебно- воспитательного процесса. Следует помнить и о четырёх (может кто то из руководителей определяет и больше) требованиях к контролю: систематичность, объективность, действенность и компетентность проверяющего.
Чем же является контроль по отношению к педагогу? Управляющим центром, корректирующим выполнение необходимых действий. Функции контроля – проверка и анализ того, что происходит в школе, сравнение с тем, что должно быть по различным нормативным документам и корректировка деятельности педагогов в соответствии с преследуемыми педагогическим коллективом целями и задачами. Эффективный контроль тесно связан с его переходом на диагностическую основу, превращением в инструмент развития творческого потенциала педагога, с получением объективной информации о жизни школы в целом.
Внутришкольный контроль это сложный и многоплановый процесс, но всё же имеющий некоторую закономерную упорядоченность и организацию частей, которые находятся во взаимосвязях и выполняют определённые функции. Взаимосвязь этих частей есть структура. Структура является существенной стороной ВШК и это первое, что должен знать молодой завуч о контроле. А для того чтобы ясно представлять структуру ВШК необходимо определить направления (разделы) входящие в него и содержание каждого направления (раздела) контроля. Эффективный контроль не предполагает тотальные проверки по всем направлениям деятельности школы. Целесообразно вычленить приоритетные направления (разделы). В нашей школе это: обеспечение получения основного общего образования всеми категориями обучающихся; оформление и ведением школьной документации; знания, умения и навыки по предметам и состояние преподавания учебных предметов; классно-обобщающий контроль; контроль за работой педагогических кадров; подготовка к Государственной (итоговой) аттестации; контроль за воспитательной работой в школе и деятельностью классных руководителей; традиционные мероприятия. Каждое из направлений имеет свои особенности с точки зрения организации и содержания работы, но в тоже время тесно взаимосвязано между собой. Например, понятно, что должное состояние преподавания учебных предметов и успешное прохождение Государственной (итоговой) аттестации выпускниками школы на прямую зависит от педагогического мастерства каждого педагога. 
  Второе, что необходимо чётко знать руководителю о ВШК это содержание каждого направления (раздела) контроля. Без этих знаний невозможно глубоко изучить и проанализировать информацию, внести коррективы в дальнейшую работу педагогов и школы в целом. И третье, чем должен владеть администратор, осуществляющий контроль это знаниями о его видах, формах и методах. Контроль может осуществляться виде плановых и оперативных проверок, проведения административных контрольных работ или мониторинговых исследований. Формы контроля можно проклассифицировать по признаку исполнения (коллективная, взаимоконтроль, административные плановый и внеплановый и самоконтроль – форма, свидетельствующая о наивысшей степени организации педагогического коллектива), по объекту контроля (классно-обобщающий, тематический, фронтальный, персональный), по используемым методам (наблюдение, проверка внутришкольной документации, тестирование, анкетирование), по признаку последовательности (предварительный, текущий, промежуточный, итоговый). Нет смысла описывать каждую форму контроля, так как всё это изложено в Письме министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно - контрольной деятельности».
  Любая форма контроля должна осуществляться в строгой последовательности: обоснование проверки, формулирование цели, разработка плана-задания, сбор информации, анализ результатов проверки, обсуждение итогов. Контроль будет эффективным только тогда, когда собранная информация будет служить основой для педагогического анализа, а через анализ и для коррекции и регулирования. Поэтому результаты внутришкольного контроля обязательно должны анализироваться и оформляются в виде аналитической справки, содержащей констатацию фактов, выводы и предложения и доводиться до каждого педагога.
  Итак, совет № 1 молодому звучу: что же необходимо узнать о ВШК: 
1. структуру ВШК;
2. приоритетные, для твоей школы, направления ВШК;
3. содержание каждого направления контроля;
4. виды, формы и методы ВШК;
5. цепочку последовательности проведения ВШК.
  Руководство школой будет эффективно, если контроль осуществляется не от случая к случаю, а носит систематический характер, на основании намеченного плана. Для того, что бы план ВШК стал документом, ориентированным на достижение целей и задач работы школы, на повышение педагогического мастерства учителей, на качество учебно-воспитательного процесса, на успешность выпускников школы, был документом, носящим контрольно-диагностически>й и регулятивно-коррекционный характер необходимо чётко определить направления контроля и содержание каждого из направлений, цели контроля, формы и методы, кто и когда осуществляет контроль, где обсуждаются результаты. Для этого необходимы тщательный анализ работы школы за прошедший год, формулировка целей и задач на предстоящий год, построение циклограммы работы по месяцам и на неделю. Далее, определяются основные блоки ВШК, темы заседаний педагогических советов, вопросы для совещаний при директоре и при заместителе директора.
  Совет № 2 молодому завучу:
1. подходить ответственно к анализу работы школы за прошедший год, ибо только тщательный анализ позволит получить полную картину дел в школе и выявить стороны подлежащие изучению и контролю;
2. не возлагать на себя весь груз ВШК. Делегировать контролирующие функции другим субъектам образовательного пространства. Например, контроль за уровнем ЗУНов, ведением ученических тетрадей может осуществляться руководителями предметных методических объединений, за состоянием и ведением ученических дневников, организацией и охватом горячим питанием школьников – членами родительского комитета.
3. разработать оптимальную форму плана ВШК: компактную, наглядную, отражающую все стороны жизни школы, удобную для повседневной работы.
  План ВШК является открытым документом в нашей школе, с ним может работать любой педагог, кроме того, в начале каждого месяца на специальный стенд в учительской и методическом кабинете вывешивается выписка из этого плана, для того чтобы каждый педагог был знаком с вопросами стоящими на контроле. Это исключает непонимание со стороны педагогов и позволяет быть готовыми к поверкам. Прежде чем дать совет № 3 хочу остановиться на одном из направлений ВШК: знания, умения и навыки по предметам и состояние преподавания учебных предметов. Мне как заместителю директора по учебной работе этот раздел наиболее близок, к тому же довольно интересен по содержанию работы. Хочу предложить схему проведения контроля за состоянием преподавания, например, биологии и химии в 10-11 классах и истории, обществознания и немецкого языка в 6-7 классах. Исследуя состояние преподавания того или иного предмета, я объединяю два вопроса: уровень сформированности ЗУН по этому предмету и изучение методики работы преподавателя этого предмета. План действий: 
 1. Форма контроля: по признаку исполнителя - административный плановый; по объекту – фронтальный и персональный; по методам – наблюдение, проверка документации, административная контрольная работа (срез); по признаку последовательности – текущий.
 2. Формулировка целей контроля: 
определение уровня сформированности ЗУН и качества усвоения учащимися 10-11 классов знаний по химии биологии и учащимися 6-7 классов - по биологии, истории, обществознанию и немецкому языку;
эффективностью использования наглядных пособий и дидактического материала на уроках немецкого языка в 6-7 классах;
методические приёмы используемы на уроках биологии в 6-7 класса для формирования прочных знаний;
эффективностью использования групповых и индивидуальных форм работы на уроке истории и обществознания в 6-7 классах;
эффективность использования форм самостоятельной работы на уроках химии в 10-11 классах).
3. Для получения объективной картины по изучаемому вопросу необходимы следующие мероприятия: посещение уроков, проведение контрольных срезов знаний по текущим темам, изучено календарно-тематическое планирования, классных журналов и рабочих тетрадей учащихся, проведение собеседования с педагогами.
4. Оформление выводов по результатам проверки, определение рекомендаций, принятие управленческих решений, определение сроков исполнения рекомендаций и устранений недостатков, выявленных в ходе проверки.
5. Обсуждение итогов проверки на совещании при заместителе директора.
Результаты проверки изложены в справке.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя общеобразовательная школа.
 Справка от 30 ноября 2009 года 
«По итогам проверки уровня сформированности ЗУН по химии и биологии в 10-11 классах, биологии, истории, обществознанию и немецкому языку в 6-7 классах»
  Цель проверки: 1.определение уровня сформированности ЗУН и качества усвоения учащимися 10-11 классов знаний по химии биологии и учащимися 6-7 классов - по биологии, истории, обществознанию и немецкому языку.  
2.Эффективностью использования наглядных пособий и дидактического материала на уроках немецкого языка в 6-7 классах.
3.Методические приёмы используемы на уроках биологии в 6-7 класса для формирования прочных знаний.
3.Эффективностью использования групповых и индивидуальных форм работы на уроке истории и обществознания в 6-7 классах.
4.Эффективность использования форм самостоятельной работы на уроках химии в 10-11 классах.
  Для получения объективной картины по изучаемому вопросу были проведены следующие мероприятия: посещено 6 уроков истории, 4 обществознания, 3 немецкого языка, 3 биологии в 6-7 классах и 4 урока химии и биологии в 10-11 классах, проведены контрольные срезы знаний по текущим темам, изучено календарно-тематическое планирование, классные журналы и рабочие тетради учащихся, проведено собеседование с педагогами.
Результаты срезов знаний по текущим темам.
  
Класс/количество учащихся/предмет
 Дата проведения Ф.И.О учителя/квалификационная категория текущая тема Общий % % качества К.о
11/12/ химия 11.11.2009 Витязева К.М/вторая «Бензол» 100 41 3.2
11/12/биология 16.11.2009 Витязева К.М/вторая «Микроэволюция и её доказательства» 100 41 3.2
10/7/ химия 17.11.2009 Витязева К.М/вторая «Бензол. Строение, свойства и применение» 100 42 3.5
10/7/биология 11.11.2009 Витязева К.М/вторая «Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки» 100 42 3.5
6/14/биология 18.11.2009 Витязева К.М/вторая «Одноклеточные водоросли» 100 100 4.0
6/14/история 18.11.2009 Артеев А.Г / первая «Царствование Соломона и Давида» 88 55 3.5
6/14/обществознание 19.11.2009 Романова Н.П/вторая «Семейное хозяйство» 100 53 3.9
6/14/немецкий язык 17.11.2009 Мамуткина З.Н/первая Тренировка лексики 90 45 3.8
7/12/биология 16.11.2009 Витязева К.М/вторая «Отряды насекомых» 100 44 3.9
7/12/история 10.11.2009 Артеев А.Г / первая «Культура стран Арабского
Халидана» 100 42 3.6
7/12/обществознание 16.11.2009 Романова Н.П/вторая «Закон суров, но он закон» 100 42 3.5
7/12/немецкий язык 24.11.2009 Шахова А.В/вторая Контроль лексики 100 42 3.4
  Контрольные срезы знаний показали, что на текущий момент в основном все учащиеся 6,7,10 и 11 классов выполняют Госстандарт по изучаемым предметам., о чём свидетельствует оптимальный коэффициент обученности, иногда ближе к продвинутому.
Такому результату способствует использование:
1. наглядных пособий и дидактического материала на уроках немецкого языка в 6-7 классах.
2.эффективных методических приёмов на уроках биологии в 6-7 класса.
3. использования групповых и индивидуальных форм работы на уроке истории и обществознания в 6-7 классах.
4.эффективных форм самостоятельной работы на уроках химии в 10-11 классах.
  Все учителя предметов Артеев А.Г (история), Романова Н.П (обществознание), Шахова А.В и Мамуткина З.Н (немецкий язык), Витязева К.М (биология и химия), преподавание которых подлежит контролю имеют высшее образование, не малый стаж педагогической работы и первую квалификационную категорию, за исключением Витязевой К.М, учитель биологии и химии, Романовой Н.П, учителя обществознания и Шаховой А,В, учителя немецкого языка.
  Анализ посещённых уроков истории, обществознания, немецкого языка, биологии и химии показал, что педагоги владеют теорией и методикой преподавания предмета, знают требования Госстандарта и умело реализуют их в своей практической деятельности. В соответствии с требованиями рабочих программ не нарушается последовательность изучения и распределение часов по разделам курса. Планирование имеется по всем классам и согласовано с заместителем директора по УР на начало учебного года. В целом, учителя следят за прохождением программного материала, при возможности проводит дополнительные уроки.  
  Посещённые уроки немецкого языка показали, что учителя на многих уроках используют раздаточный и дидактический материал, для объяснения новых тем привлекают дополнительные источники, часто объяснение идёт с привлечением таблиц. Для проверки знаний, умений и навыков учащихся используют: фронтальный опрос (чаще всего), самостоятельную работу, игровые элементы, тестирование, заполнение таблиц и схем, работа по карточкам. 
  Учитель же биологии Витязевой К.М использует наглядные средства обучения, регулярно проводит демонстрационные опыты и фронтальные лабораторные работы. Систематически анализирует проверочные работы, проводит дифференцированную коррекционную работу. Однако, использует в основном фронтальные методы опроса обучающихся или индивидуальные сообщения, подготовленные дома. Кроме того, развивая навыки самостоятельной работы обучающихся 11 класса на уроках химии Витязева К.М убеждена, что Среди факторов, способствующих формированию творческой активности учащихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда. Самым распространенными видами самостоятельной работы являются: работа с книгой, выполнение упражнений и заданий, выполнение практических и лабораторных работ, проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения, подготовка докладов, рефератов, домашние опыты, наблюдения.
  Учителя истории и обществознания умело сочетают индивидуальную и групповую формы работы во время урока. Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса заданий.
 При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной 
деятельностью групп учащихся класса.
  Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся. Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой. Второй этап – работа в парах постоянного состава. Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. По мнению учителя удобней всего поделить класс на группы в соответствии с учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Практика показала, что наиболее целесообразна групповая работа на уроках обобщения. Вместе с тем, она может быть использована и при изучении нового материала достаточно большого объема.
  В условиях групповой работы возникает благоприятная для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива. Чаще всего педагогами используется такая разновидность групповой работы на уроке как групповой опрос, реже нетрадиционный уроки (урок-конференция, урок-семинар, интегрированные уроки).
  Не достатком в работе всех педагогов можно считать не очень активное использование возможностей ПК и Интернет-ресурсов.
  Рекомендации: 
1. Обобщить опыт работы учителей истории и обществознания по групповым технологиям (срок: май 2010 года).
2. Разнообразить формы самостоятельной работы с учащимися как 11 класса на уроках химии так в других классах на других уроках. (срок: постоянно).
3. Разнообразить формы контроля знаний и опроса учащихся (срок: постоянно).
4. Активизировать работу в плане освоения возможностей ПК и Интернет-ресурсов. (срок: постоянно).


Зам.директора по УР: Н.А Чупрова


Совет № 3 начинающему завучу: 
1. Внимательно изучи школьное положение о должностном внутришкольном контроле, раздел «Правила внутришкольного контроля».
2. Прежде чем отправиться на урок к тому или иному педагогу изучи классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по преподаваемому предмету за определенный период, а также тему, которая изучалась на предыдущем уроке, обрати внимание на регулярность и своевременность заполнения журнала и выставления оценок обучающимся.
3. Анализ каждого урока проводи индивидуально с каждым учителем. При обсуждении будь принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания аргументируй фактами. 
  Довольно удобной и полезной формой внутришкольного контроля является сбор информации в виде отчётов учителей и классных руководителей. Например: «Отчёт учителя-предметника» подаётся в конце каждой четверти и позволяет отследить прохождение программного материала по учебному предмету, выполнение практической части учебной программы, эффективность использования ТСО на уроках, успеваемость обучающихся по этому предмету. «Отчёт классного руководителя», также подаётся каждую четверть и позволяет получить сведения о классе (количество обучающихся; количество прибивших и выбывших в течение четверти; показатели успеваемости класса; количество пропущенных уроков; количество обучающихся, проживающих в интернате и охваченных горячим питанием и так далее) и о работе классного руководителя (количество классных часов, внеклассных мероприятий, проведённых за четверть; количество индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями). Кроме того, информация полученная из этих двух отчётов позволяет без труда справиться с заполнением «Ведомости движения и успеваемость школьников по четвертям» и мониторингом прохождения программы и успеваемости обучаемых по всем предметам базисной части Учебного плана, запрашиваемыми управлением образования. «Карта эффективности работы педагога» заполняется в конце учебного года каждым педагогам и сдаётся вместе с анализом за прошедший учебный год и планом работы на предстоящий по теме самообразования. Эта карта даёт представление о творческом росте и совершенствовании педагога, позволяет отследить результативность работы за учебный год. А в конце межаттестационного периода является не заменимым документом для составления экспертного заключения на аттестуемого. 
  Важным условием оптимизации управления школой и ВШК могут быть комплексно-целевые программы, позволяющие отследить динамику по различным направлениям работы, сохраняя нацеленность на комплексное обеспечение выбранного направления. В нашей школе действуют три комплексно-целевые программы «SOS (программа по профилактике безнадзорности, социального сиротства и правонарушений среди школьников), «Одарённый ребёнок (программа работы с одарёнными детьми)» и «Здоровье» (программа, нацеленная на воспитание потребности в здоровом образе жизни у школьников и формирование здорового образа жизни). Необходимость разработки этих программ была выявлена в ходе анализа работы школы. 
  Совет № 4 (последний, но не главный!) молодому завучу:
1. Оптимизируй свой труд и цени время коллег. 
2. Предлагай педагогам такие формы отчётов, которые будут действительно полезны.
3. Не забывай, в какое время ты живёшь и работаешь, но не пренебрегай опытом педагогов со стажем и литературой с очень давним годом издания.
  И, на конец, самый главный совет – «не стой» на месте, развивайся, самосовершенствуйся, учись, веди за собой, будь в центре всех школьных дел и событий, будь генератором идей и задумок, подавай пример во всём! И тогда, обязательно, всё задуманное исполниться!
Категория: Новости | Просмотров: 295 | Добавил: mortyand | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Категории раздела

Новости [537]

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Воскресенье
05.05.2024
03:27


Copyright MyCorp © 2024

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz