Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость!

Мой сайт
Главная » 2010 » Февраль » 17 » СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА С ЧАСТНЫМ ПРАВОМ
20:19
СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА С ЧАСТНЫМ ПРАВОМ
Российская административно-правовая наука традиционно рассматривает эту проблему применительно к предмету и методам административного права.

СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА С ЧАСТНЫМ ПРАВОМ

Административное и частное право различаются исходными по­ложениями, социальным назначением, принципами и функциями. Частное право допускает частную автономию и юридическую независимость индивидуума (отдельных физических и юридических лиц). В задачи частного права входит правовая регламентация обществен­ных отношений, основанных на добровольности и на обоюдном согла­сии их создания, изменения и прекращения, а также установление по­рядка рассмотрения и разрешения споров и конфликтов между частны­ми лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.

Публичное право (как минимум его важнейшие части — государст­венное и административное право) имеет в качестве предмета изуче­ния государство как носителя верховной и суверенной власти, а также саму государственную власть в ее различных проявлениях. Админи­стративное право как отрасль публичного права является выражением публичного (общественного) интереса как в организации социальной жизни, так и в формах, методах и содержании административной дея­тельности, функционировании исполнительной власти.

Публичные интересы устанавливаются и реализуются в админи­стративном праве посредством таких правовых средств, как:

1) право­вая регламентация публичного интереса, установление его признаков, сущности и видов;

2) нормативная фиксация необходимости призна­ния приоритета публичных интересов, их повсеместного, обязательно­го и непосредственного соблюдения и установление форм и видов пра­вовой защиты публичных интересов;

3) определение мер юридической ответственности за нарушение публичных интересов.

Следовательно, административно-правовому регулированию подлежит огромная сфера публичных интересов. Более того, субъекты административного права призваны неуклонно соблюдать административно-правовые нормы, определяющие необходимость соблюдения общественных ин­тересов и устанавливающие при их нарушении различные виды право­вой ответственности.

Таким образом, ведущая роль административного права в системе публичного права определяется тем, что оно создает правовую основу для публичного управления, т.е. предметом административного права в публично-правовом смысле являются отношения в сфере публичного управления.

Административное право обеспечивает удовлетворение пуб­личных интересов в сфере взаимоотношений его субъектов. В политико-правовой механизм обеспечения таких интересов входят следующие:

1) государственные и общественные интересы (интересы Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований), проявляю­щиеся в целях, задачах и функциях исполнительной власти;

2) обеспе­чение прав и свобод гражданина и человека, а также установление различных форм их правовой защиты;

3) обеспечение публичных ин­тересов посредством установления контрольных механизмов;

4) адми­нистративно-процессу>альные правовые гарантии реализации публич­ных интересов;

5) обеспечение публичных интересов посредством ус­тановления мер административной ответственности (или нескольких видов юридической ответственности).

Для субъектов публичного права законодательство устанавливает особый публично-правовой статус, поскольку они осуществляют важ­нейшие государственные функции и полномочия. В некоторых случа­ях функционирование государства обеспечивается механизмом част­ноправового (гражданско-правового) регулирования публичных от­ношений при помощи характерных для гражданского права форм и методов регулирования общественных отношений (добровольность вступления в правовые отношения, равноправие и юридическая неза­висимость Друг от друга субъектов права). В подобной ситуации функции государства осуществляют от его имени или по договору с ним частные (негосударственные) организации, деятельность и организа­ция которых регламентируются нормами частного права. Специфичес­кие частноправовые средства и механизмы используются в практике государственного управления во многих странах, при этом государство, передавая часть своих полномочий негосударственным субъектам уп­равления, осуществляет контроль и надзор за качеством их выполне­ния (например, поддержание общественного порядка и общественной безопасности, обеспечение санитарно-эпидемиологичес>кого благопо­лучия населения в населенных пунктах).

Разграничение публичного и частного права — трудная и до сих пор считающаяся спорной задача. Российская административно-пра­вовая наука традиционно рассматривает эту проблему применительно к предмету и методам административного права. И в самом деле, выявление особенностей этих понятий позволяет провести границу между административным и частным нравом. Однако, как уже отме­чалось, управление может осуществляться и в рамках частного права;

это значит, что разграничение частного и публичного права только по субъекту деятельности будет недостаточным. На сегодняшний день сложился ряд теорий, занимающихся проблемами разграничения частного и административного (публичного) права. Остановимся на трех из них.

Теория интересов определяет виды интересов, которые обес­печиваются отдельными правовыми нормами (принципами), и указы­вает направления правового регулирования конкретных общественных интересов или действий. Эта теория направлена в первую очередь на выявление публичного интереса, обеспечиваемого образуемыми пра­воотношениями. Публичное право служит государственным (публич­ным) интересам, частное право регулирует частные интересы. Публич­ное право — это система правовых норм, которые регламентируют об­щественные отношения с целью установления основ социально-госу­дарственно>й жизни, принципов функционирования государства, его органов и служащих. Деятельность государственных органов и органи­заций. подчиненная строгому правовому стандарту, направлена на со­здание общего нормального благосостояния населения, обеспечение прав и свобод личности, общественного порядка и безопасности. Част­ное право, фиксируя правовой статус субъектов, дает возможность в первую очередь реализовать частную инициативу и тем самым воздей­ствовать на интересы ограниченного (часто весьма четко определенно­го) круга лиц пли организаций. Вместе с тем эти частные интересы не могут и не должны негативно воздействовать на решение общественно значимых и общесоциальных задач. Таким образом, теория интересов затрагивает лишь наиболее общие аспекты разграничения публичного (административного) и частного (гражданского) права. Она не обеспе­чивает сколько-нибудь полного и четкого разграничения этих право­вых образований, так как большинство правовых норм одновременно обеспечивают как публичные, так и частные интересы. Более того, го­сударство может использовать также частное право для обеспечения публичных интересов.

Теория субординации (соподчинения), являясь господству­ющей теорией при отграничении публичного от частного права, рас­крывает характер отношений между частниками (субъектами) право­вых плющений. Эта теория видит сущность публичного права в образуемом в рамках осуществления публичной власти отношении подчи­ненности (соподчинения). В публичном праве нижестоящие и выше­стоящие субъекты права связаны между собой отношениями подчи­ненности или соподчинения. В частном праве субъекты права, всту­пающие в правоотношения, обладают равным правовым статусом (имеется в виду их равноправие при использовании установленных законом возможностей, правил поведения и действий, а также одина­ковый масштаб подчинения определенным правом процедурам и пра­вилам). Для публичного права характерно одностороннее регулирова­ние отношений при помощи закона, административного акта (правово­го акта управления). Для частного права типичным является договор, заключаемый по доброй воле субъектами права. В основу теории су­бординации легли идущие еще из XIX в. представления об управлении, под которым понималось властное вмешательство государства и его чиновников в различные сферы общественной и государственной жизни. Эта теория отражает превосходство государства (властной уп­равленческой деятельности) с его арсеналом средств ограничения, ор­ганизации и принуждения. Однако отношения подчиненности дейст­вуют и в сфере частного права, а договорные отношения и правовое равенство субъектов можно обнаружить в области публичного права (например, заключение соглашений, публичных или административ­ных договоров). Кроме того, теория субординации не объясняет с точки зрения подчиненности или соподчинения сущности правовых отноше­ний в области так называемого позитивного государственного управ­ления социально-культурной, образовательной и коммунальной сфе­рами.

Теория относительности и допустимости правовых норм ука­зывает на распространение действия правовых норм на различные субъекты права. Публичное право содержит правовые нормы, которые имеют адресатом государство или другие субъекты суверенной госу­дарственной власти и применяются для регулирования отношений го­сударства или других государственно-правовых институтов и образо­ваний, а также физических лиц (например, граждан), имеющих соот­ветствующий правовой статус (например, использование гражданином права на обжалование действий государственного служащего). Таким образом, публично-правовые нормы могут создавать правоотношения между точно установленными субъектами права. Напротив, для част­ного права характерны правовые нормы, которые могут применяться для регулирования отношений между всеми субъектами права, т.е. число адресатов частноправового регулирования неограниченно. Пуб­личное право — это особое право самого государства и его органов;

частное право — это право для каждого индивидуума и каждого субъ­екта. Теория относительности правовых норм формальна по своей сути, и потому при всей конкретности подхода к разграничению пуб­личного и частного права она не содержит материальных критериев разграничения этих правовых сфер.

Ни одна из рассмотренных теорий до настоящего времени не реали­зована на практике, однако каждая из них нашла своих сторонников. Думается, что эти теории будут полезны при выявлении сущности и социальной значимости административного права. Вместе с тем каж­дая из них содержит рациональное ядро: в первом случае речь идет об обеспечении публичных или частных интересов; во втором — о воз­можностях властного воздействия на подчиненных субъектов права; в третьем — о направленности правового воздействия: либо на организа­цию и функционирование государства и его структурных подразделе­нии. либо на обеспечение режима законности в сфере регулирования деятельности частных лиц и частных организаций.

Попытка более конкретного отграничения административного права от права частного повлечет за собой выявление следующих при­знаков административного права:

административное право обеспечивает публичные интересы и реа­лизацию государственных функций и задач;

  • административное право использует возможности властного воз­действия на подчиненных субъектов права;
  • административно-правовое воздействие направлено на организа­цию и функционирование государства и его структурных подразде­лений;
  • областью административно-правового регулирования являются уп­равленческие отношения, возникающие как внутри государства и его органов, так и при взаимодействии органов управления, граждан и других субъектов права;
  • наличие специфических («управленческих») норм материального административного права;
  • для реализации материальных норм административного права при­меняются специальные административно-процессуа>льные нормы как позитивного (регулятивного, управленческо-процедурного), так и административно-деликтног>о характера;
  • часто административно-про­цессу>альные нормы действуют только для обеспечения государствен­но-правовой деятельности органов управления;
  • важнейшей формой управленческой административной деятель­ности является не договор (как в гражданском праве), а правовой акт управления (нормативный или индивидуальный правовой акт управ­ления);
  • в некоторых случаях могут заключаться и административные договоры, относящиеся к области публичного права;
  • ответственность государственного органа управления в случае при­чинения ущерба третьим лицам наступает только при осуществлении функций на государственной пли муниципальной службе, т.е. если этот ущерб был причинен должностными лицами (государственными и му­ниципальными служащими) при осуществлении служебной деятель­ности (при исполнении служебных обязанностей и функций);
  • при возникновении административного спора применяется адми­нистративный и судебный порядок. Последний имеет специальное пра­вовое регулирование. Вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени в России не создан специальный административный суд, ко­торый разрешал бы возникающие управленческие споры (администра­тивные дела).
Категория: Новости | Просмотров: 281 | Добавил: mortyand | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Категории раздела

Новости [537]

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь

«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Среда
22.01.2025
09:43


Copyright MyCorp © 2025

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz