(Разве что только, если в следующей передаче «Ночного сада» покажут, как плюшевый мишка Игглпиггл забьёт до смерти тряпичную куклу Апси Дейзи своей погремушкой.) Снова в черном
Он вернулся с того света – и на сей раз он действительно сошел с ума! Сам Мастер, Джон Симм, дает эксклюзивное интервью для Doctor Who Magazine!
«Эти награды, правда, очень много для меня значат. Для меня это честь, поскольку голосовали люди, которые действительно в этом разбираются». Так Джон Симм говорит о двух наградах журнала DWM за «Лучшую роль второго плана» и «Лучшего злодея». Это, по его словам, единственные выигранные им призы, хотя он был номинирован и на BAFTA (Премия Британской Киноакадемии), и на «Оливер» (Премия в области театрального искусства). «Я как-то однажды заглянул на фанатские форумы», - признается Джон. «И кажется, кто-то из участников этих интернет-сообществ посчитал, что это слишком забавно, слишком наигранно, слишком экстравагантно… но кто знает, что они там на самом деле думают. Это ведь их «дело», не так ли? Но поскольку оно стало настолько популярно… будто пришел посмотреть на Битлз в клуб «Каверн» в начале 60-х, и вдруг – опля! – они там все, а ты такой: «А они вовсе не так хороши, как я раньше думал!»
Итак, Джон любит Битлз. Очень. И это лишь первый из множества раз, когда он упомянул их во время нашего интервью пока мы сидели в его трейлере на съемочной площадке «Конца времени». «Я одержим Битлз. Да, я настоящий фанат Битлз».
А он в курсе, что они появлялись в «Докторе Кто»?
«Правда?!» Неужели нам удалось перещеголять Джона в его фанатизме? Э, нет. «О, погодите, с той штукой, типа телека, да?» Пространственно-временной Визуализатор, да. Почти попал. Это было в серии 1965 года про Далеков «Погоня». «Да, помню, читал об этом. Видите, я могу рассказать о них всё, что угодно – о Битлз и об Элвисе. Всё!»
В 90-х Джон сам выступал как автор песен и гитарист с группой Magic Alex. Группа совершила два концертных турне, сопровождая Echo & the Bunnymen, но распалась в 2006 году, выпустив всего одну пластинку под названием «Dated and Sexist». Он скучает по жизни рок-звезды?
«Да, иногда». Хотя и не постоянно: «Когда группа распалась, я какое-то время совсем не играл. Но музыку я слушаю постоянно. Сейчас я в восторге от четырех альбомов». В их числе “Together Through Life” Боба Дилана («Он мне нравится больше, чем Modern Times»), дебютный альбом Fleet Foxes («один из самых лучших альбомов всех времен – он просто взорвал мне мозг»), “Veckatimest” от Grizzly Bear («невероятный»), и “In Ear Park” от Department of Eagles.
Включал ли он когда-нибудь что-то из Дилана, Элвиса или Grizzly Bear, чтобы взбодриться перед выходом на съемочную площадку? «Иногда включаю. Мне очень нравится классическая музыка, которая постепенно входила в мою жизнь, но сейчас я предпочитаю именно её. Особенно когда я учу роль, фоном может звучать только что-то типа Брайна Ино или Арво Пярта. Когда я слушаю Моцарта, то представляю, что именно он бы понравился Мастеру! Совершенно точно. Именно Моцарт».
Но почему?
«Потому что он – гений».
В «Барабанной дроби» Мастер смотрит Телепузиков по ТВ. Не его ли это собственная фишка?
«В том-то и дело!» - восклицает Джон, подавшись вперед. «Моцарт и детские передачи. Я пробовал сказать Расселу [Т. Дэйвису] ‘Мастер должен смотреть «В ночном саду»!’ Это сюрреалистичная детская образовательная передача производства Би-Би-Си, впервые вышедшая в 2007 году, и ведет ее Дерек Джэкоби – предшественник Джона в роли Мастера. «Мастер должен был смотреть эту передачу и реагировать на голос! Но это было бы слишком очевидно, не так ли?» Джон опять откидывается в кресло. «Это был бы перебор».
Лощеный и обаятельный Мастер-Мистер Саксон, с которым мы познакомились два года назад мог бы наслаждаться лучшими передачами британского ТВ, но мы не в силах представить грязного и свирепого Мастера в капюшоне из «Конца времени», делающим то же самое. (Разве что только, если в следующей передаче «Ночного сада» покажут, как плюшевый мишка Игглпиггл забьёт до смерти тряпичную куклу Апси Дейзи своей погремушкой.) В сценарии Рассела Мастер предстает как «Бродяга с обесцвеченными волосами. Бледное лицо. Безумный взгляд. Жуткая улыбка. Совершенно сумасшедший». Джон называет его «эмо-Мастер». Значит, меньше Моцарта и больше My Chemical Romance…?
«Да, он ведь уже не Гарольд Саксон? Мы уже не в Канзасе! Мы обсуждали внешний вид, вкратце. У нас была встреча в отеле в Кардиффе. Рассел описал сюжет и что произойдет. В конце я так разволновался, что у меня голос сорвался, и я пропищал – по определенным причинам я всегда буду жалеть об этом – «Думаю, у него должны быть белые волосы!» А Рассел ответил: «Договорились!» Я подумал, вот здорово-то! Но примерно полгода спустя, когда мне позвонили и сказали, что записали меня на обесцвечивание, я вдруг почти передумал. Мне показалось, что это может быть ужасно.
Джон натуральный брюнет, так сколько раз пришлось обесцвечиваться?
«Удивительно, но всего лишь раз. Идея в том… ну, я думал, что раз он возродился, его волосы пострадали. Я считал, что это повлияло на цвет его волос».
Неужели от пережитого стресса?
«Почему бы и нет?» - смеется он. «Но произошло не так. На самом деле, он пытается замаскироваться – естественно, он ведь выглядит как Премьер-министр – и потому он творит такой ужас со своими волосами. Нам нужна только сцена в общественном туалете, где рука хватает флакон с обесцвечивающей жидкостью, отворачивает колпачок…»
Напоминает монтаж в стиле фильмов 70-х.
«Да, как в тех старых фильмах про погони, типа Ковальски в «Исчезающей точке»! И он украл одежду, но мне удалось настоять на возвращении к черной гамме – с небольшим добавлением красного – и именно ее они и выбрали». После «Вод Марса» мы увидели отрывки из «Конца времени», где Мастер сверкает голым черепом, что напомнило об истощенном Мастере 1976 года с Доктором-Томом Бейкером в «The Deadly Assassin». «Они постоянно говорили «Твоё лицо сверкнет черепом», а я думал «Ну, блин, очень на это надеюсь, потому что буду выглядеть как настоящий придурок, если ничего не получится!» Взрослые читатели могут заменить некоторые слова в последнем предложении на более цветистые альтернативы, какие только вспомнят в силу своей испорченности. Джон первоклассно матерится, но только не в журнале для семейного чтения. «В этом сценарии много смешного», - продолжает он. «Мастер часто хихикает».
И как ты определял, где что сыграть?
«Ну, раньше ведь меня знали – до этого сериала – по ролям в довольно сложных, реалистичных драмах… Полагаю, они послужили отправной точкой. Но я знал, что последует дальше, потому что уже снимался в «Докторе Кто». В этот раз он еще более безумен. Я думал, Боже, я буду выглядеть… абсолютным психом!»
Разумеется, в этом-то и дело!
«Конечно, в этом всё дело. Мне пришлось довериться тому, что написал Рассел. Именно это я должен был сыграть. Я буквально следовал сценарию Рассела. Я делаю то, что хочет он, особенно, что касается такого известного героя. Как только я впервые прочитал сценарий, мои инстинкты подсказывали мне, что я должен играть, по мнению Рассела – и с каждым разом всё только усиливалось. Но это ужасно весело. Очень смешно. Даже не думаешь, что позволительно так играть. Снимать такое невероятно забавно, иногда даже кажется, что ты не прав и следовало бы быть немного серьезнее!»
И учитывая, что это последние два эпизода Дэвида в роли Десятого Доктора, напряжение уже достаточное, а их еще и покажут в Рождество и на Новый год. Не создает ли это еще большие проблемы? Не давит ли это на Джона?
«Нет», - отвечает он. «Всегда хотел появиться на Би-Би-Си в Рождество. Ближе всего я подобрался к этому, когда показали ролик к первому сезону «Жизни на Марсе» после «Доктора Кто». Это было «Рождественское вторжение» 2005 года, первый эпизод с участием Дэвида. Тогда фантастическая полицейская драма «Жизнь на Марсе» - в которой Джон играл Сэма Тайлера, полицейского из 2006, попавшего в 1973 год – должна была стать хитом Би-Би-Си, а сам «Доктор Кто» делал только первые шаги по завоеванию места в рождественской программе ТВ. «Помню, смотрел его и был в восторге, и сейчас я так взволнован, что эту серию тоже покажут в Рождество. Я все еще вне себя от того, что они позвали меня»."
Джон женат на актрисе Кейт Макгован. У них двое детей: 8-летний Райан и 2-летняя Молли. Он утверждает, что согласился на роль Мастера прежде всего из-за своего сына. «Да, потому что «Доктор Кто» был единственным фильмом, который я мог бы показать своим детям. Но, конечно, дело не только в сыне. Сыграло много факторов. Во-первых, наличие Рассела Т. Дейвиса — я никогда не работал с ним раньше. Я коллекционирую хороших сценаристов». В их числе также Джимми МакГоверн, Пол Эббот (несколько раз) и Питер Флэннери. «Мне очень повезло, что я работал с несколькими невероятно талантливыми писателями. И добавить в этот список Рассела Т. Дейвиса было просто здорово. И Джули [Гарднер] я тоже обожаю. А к Дэвиду Теннанту я испытываю настоящее уважение. Можете не сомневаться, если бы Доктора играл кто-то другой, я бы не согласился. Так что причин было много. Отказаться невозможно».
И как же отреагировал Райан, что его папа играет злейшего врага Доктор?
«Он пережил целую гамму эмоций», - рассказывает Джон. «Сначала он смущался. В школе из этого раздули такую сенсацию. Когда я первый раз приехал за ним туда, вокруг сразу же образовалась толпа, он аж испугался. Потом его стали дразнить. Многие вдруг захотели подружиться с ним и приходить к нам гости. Я даже не думал обо всем таком, и за многое действительно должен попросить прощения, но, думаю, все-таки оно того стоит. По мере взросления он постепенно привыкает к этому».
А Джон? Привык ли он к тому вниманию, которое получает «вне экрана»?
«Мне пришлось привыкнуть — много времени уже прошло. Дело не только в людях, которые подходят на улице. Естественно, всё только усилилось после того, как я сыграл в «Докторе Кто». В июне 2007 года, через месяц после выхода «Последнего из Повелителей Времени», Джон играл в спектакле под названием Elling в лондонском театре. Среди зрителей, как он говорит, было множество фанатов «Доктора Кто». «Я всё понял. Сумасшедший дом».
Фанаты? Что, тряслись в твоем присутствии? Просили автографы, дожидаясь у выхода?
«Не только это. Они бывало выкрикивали всякое во время спектакля, ну, знаете, типа «Он не умер!» Я был в шоке. У меня как будто глаза открылись. Некоторые из них серьезно... ну, знаете, даже страшно становится. Они покупают билеты на первый ряд и... Не хочу обижать этих людей, они ведь поклонники, но...» Он делает паузу. «Я в шоке от такого поведения, но меня это не пугает. Мне просто это не нравится. Внимание сводит меня с ума, поэтому я пытаюсь как-то отстраниться от всего [играя в спектакле]. Таков побочный эффект, не так ли?»
Может ли он вообще представить подобное обожание?
Он задумывается. «Нет, все это немного странно. Даже слишком. Как-то это убого. Трястись в чьем-то присутствии нормально, если этот кто-то Нельсон Мандела или Пол Маккартни... но киноактер? Не понимаю».
Мы говорим ему, что не все фанаты такие.
«Конечно, нет», - соглашается он. «С другой стороны, люди могут быть такими классными. Они подходят и говорят: «Мне очень нравится то, что вы делаете, это великолепно, спасибо вам большое». Это так здорово! И постоянно приходят письма. Я понимаю, что несу определенную ответственность».
Изменила ли его слава?
«Ну... она меняет всё в жизни. Непростая это штука. Порой она затрагивает даже семью и друзей. Они немного меняются».
В каком смысле? По отношению к тебе?
«Они ведут себя иначе. Почти незаметно, но иначе. Как незаметно сдвигается ось вращения Земли. Странно как-то...» Он затрудняется с ответом и извиняется. «Даже не знаю, что я пытаюсь сказать. Вот, к примеру, мои родители — очень, очень незаметно, но они изменились».
Или Джон изменился?
«Да. Возможно, это я так думаю и представляю себе. Я не часто вижусь с моими родными. Всего несколько раз в год».
Старший из трёх детей (у него еще две младшие сестры), Джон вырос в Нельсоне, в Ланкашире, в четырёх милях от Барнли. В 1986 году, в 16 лет, он пошел в театральную школу в Блэкпуле. Там были и «Парни и Куколки», и «Вест-Сайдская история» и джазовые постановки. Музыкальный театр его не прельстил. В 19 лет он отправился на юг и в Лондоне поступил в Театральный Центр. Закончил обучение в 1992 году. Три года спустя сыграл проблемного подростка в полицейской драме «Cracker». Роль получилась заметная. За ней последовали приглашения в кинофильмы и престижные теле-проекты.
«Это не по-настоящему», - говорит Джон о своем успехе. «Это не настоящий мир. Именно так я считаю, и постоянно себе об этом напоминаю. Я испытываю смущение. Мне никогда не нравилось внимание, в том-то и проблема. Я о нём не просил».
Но будет ли ему не хватать внимания, если оно исчезнет?
«Если оно вдруг пропадет? Я наверное с ума сойду», - смеется он. «Но сейчас ситуация под контролем, и я не думаю, что она изменится, поэтому я в норме. На какое-то время меня это захватило, но сейчас я уже не беспокоюсь по этому поводу. Я научился справляться с вниманием. Я не настолько известен. Я не Доктор Кто. Я не знаменит как Дэвид Теннант. Я не попадаю на страницы газет. Им просто нечего писать обо мне. У меня нет человека, ответственного за общение с прессой, меня не фотографируют по ночным клубам. Я отстранился от всего этого, и доволен таким положением дел».
А как же тот период, когда он был рок-звездой? Тогда он гнался за известностью?
Он качает головой. «Мне многие говорили: «Что ты забыл в этой профессии?» Но я любил заниматься музыкой, точно так же, как сейчас наслаждаюсь актерским ремеслом, самим процессом. Всё остальное побоку». Именно выступления с Magic Alex на сцене заставили Джона осознать, что его призвание в профессии актера, а не музыканта. «Я понял, что если не нахожусь в каком-то образе — или скорее, если являюсь самим собой — то не знаю, куда смотреть. Я пялился в пол. Меня пугало, что люди на меня смотрят. Я думал, что не справлюсь, не смогу быть самим собой, не выдержу, если всю жизнь на меня будут так смотреть...»
И поэтому стал актером?
«Кажется, что в этом нет смысла? Возможно, я совсем не ожидал успеха. Это, вероятно, стало для меня сюрпризом». Он смеется: «Я думал, меня никто и не заметит».
Успешно сыграв Мастера — пусть даже по мнению по крайней мере нескольких сотен пользователей интернета — испытал ли он искушение больше не возвращаться к этой роли? Уйти на пике популярности?
«Да нет, у нас ведь был разговор по этому поводу. На первой же встрече мы обсудили несколько условий, Рассел всегда открыт для новых идей. Я сказал: «Прежде всего в последней серии нам нужно больше сцен тет-а-тет между Доктором и Мастером». У нас же почти не было совместных сцен. Я играл в эпизодах с маленьким человечком в клетке [постаревшим Доктором], но это ведь был не совсем он». Фактически, вместе они сыграли только в моментах, которые Рассел добавил в концовке «Последнего из Повелителей Времени», когда восстановившийся Доктор вместе с Мастером телепортируются с «Вэлианта» на Землю, противостоят друг другу на скалах, а потом телепортируются обратно. «Вот чего хотят зрители», - с энтузиазмом заявляет Джон. «Мастер и Доктор вместе. Они ведь как две стороны одной монеты. Альфа и Омега. Мне нравится работать с Дэвидом, вот что соблазнило меня вернуться. Мне кажется, между нами замечательное взаимопонимание. И когда Рассел начал рассказывать мне о кресле Ганнибала Лектера», - он усмехается. «Когда я это прочитал, то подумал, да, именно об этом я и говорил!» Звучит интригующе...
Джон и Дэвид познакомились в 2003 году на премьере британского фильма «Цвет молодежи», в котором Дэвид сыграл роль второго плана. «Помню, подошел к нему после просмотра», - рассказывает Джон. «Раньше я никогда его не видел, поэтому считал, что он англичанин, у него было такое великолепное произношение — потом он заговорил, а я думаю: «Боже мой, да он шотландец!» Помню, что дальше я говорил ему, какой у него фантастический английский акцент. Но что более важно, кроме всего прочего, он, по-моему, самый лучший Доктор Кто всех времен. Бесспорно. Просто здорово быть его Мастером. В последней части у нас несколько великолепных сцен. Мы работали здесь в последний раз, но этот раз запомнился еще больше».
«Есть момент, когда я швыряюсь в него такими пылающими штуками — это в любом случае здорово, как в «Железном человеке» - и каждый раз, когда я поднимал руку, за спиной Дэвида, идущего прямо на меня, раздается взрыв. Камера была направлена на Дэвида, так что всё было позади меня. Я не видел ни съемочной группы, ни камер, ничего, только этот лабиринт и Дэвида, шагающего ко мне, пока я стреляю в него молниями! Как в Нинтендо по «Доктору Кто», но только в реальности».
Это же как в играх, в которые дети играют во дворах? Доктор против Мастера, стреляющего в него молниями из рук.
«Точно! И я — Мастер!» Вы даже не представляете, как мы обрадовались, когда Джон сказал это. «Это был по-настоящему классный момент. Мне понравилось, как я потом говорю Дэвиду: «Разве это было не весело?» А он отвечает: «Ага! Скажи, классно?» Таких моментов целая куча».
Раз Дэвид регенерирует в 27-летнего Мэтта Смита, считает ли Джон, что его связь с «Доктором Кто» подошла к концу? Или его Мастер еще вернется, чтобы встретиться с Одиннадцатым Доктором?
Забавно, что Джон столкнулся с ним однажды. «Правда, только мельком. И да, мы об этом говорили».
О возвращении? Правда что ли?!
«Да. Но с ним был Стивен Моффат», - усмехается Джон, поднимая руку, будто говоря, «Что я мог поделать?»
Ну, так Стивена бы и спросил, Джон. Достань этого гада.
«Но я не хочу стать предателем. Я Мастер Дэвида, он - моя эпоха. Я действительно не представляю себя... слушайте, ведь забавно, но у каждого есть свой Доктор, ведь так? Моим Доктором был Джон Пертви, превратившийся в Тома Бейкера... но теперь мой Доктор — Дэвид. Никто не меняет своего Доктора, а я сменил». Он веселится. «А я — его Мастер!». Кажется, его даже слегка заносит. «Э... так какой был вопрос-то?»
Мастер против Мэтта Смита: да или нет?
«Ну, мы это обсуждали. Я спросил: «Что, сцепимся? Как считаешь?» А Мэтт говорит: «Да, чувак! Давай сцепимся!» Не знаю, я уверен, что они захотят нового Мастера. Может быть они возьмут Мастера постарше, или, наоборот, помоложе, под стать Доктору. Я посмотрел на Стивена и сказал: «Я вернусь и регенерирую, если захотите». Но я понятия не имею, что они собираются делать. Я бы рассмотрел любые их идеи в будущем, а потом уж сказал бы, да или нет... Но знаете что? Я не уверен, что опять захочу сыграть Мастера. Рассел, Джули и Дэвид — вот моя эпоха. А теперь наступает конец этой эпохи. И, думаю, что и моей эпохе пришел конец».
Оригинал в john_simm
|